Засухоустойчивые и влаголюбивые растения


Урок познание мира. "влаголюбивые и засухоустойчивые растения"

Урок Познание мира 3 класс.

Тема. влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые, теплолюбивые и морозоустойчивые растения в жизни человека.

Цель: - формировать знания о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых, теплолюбивых и морозоустойчивых растениях в жизни человека.

- формировать умение находить нужную информацию ( систематизировать, обрабатывать)

- умение слушать и понимать другого человека.

Компетентностно -ориентированное задание

( информационная компетенция)

Аспект:- извлечение первичной информации

Стимул: - Если ты успешно справишься с заданием, то узнаешь, о о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых, теплолюбивых и морозоустойчивых растениях в жизни человека

- Сможешь передать эту информацию напарнику

Задание . Прочитай текст

На лугах, болотах по берегам рек, озер много богатой растительности. Здесь постоянно влажно, тепло и солнечно. Имеются все условия для хорошего роста и развития растений

Осока, клевер, иван – чай, шалфей, и другие травы, которые растут здесь – называются влаголюбивыми растениями. У них крупные листья, способные накапливать влагу. Влага испаряется с их поверхности- и растения дышат. Корни у них короткие, так как вода находится близко к поверхности почвы.

В жарких пустынных районах, на почвах, где очень мало влага, растут засухоустойчивые растения. Вода находится глубоко под землей, поэтому у них очень длинные корни. У саксаула и верблюжьей колючки, корни достигают 20 метров, мелкие и узкие листья испаряют мало влаги.

Есть в жарких местах растения с короткими корнями- это молочай. Они собирают влагу после дождей, а также росу и накапливают ее в толстых листьях. Листья у них блестящие испаряют мало влаги.

Светолюбивые растения вырастают только там, где много света, тепла и влаги. Хлопок не выносит тени. Подсолнечник тоже любит солнечный свет. В течение дня цветок поворачивается вслед за солнцем. Кукуруза, одуванчик, подорожник, колокольчик – светолюбивые растения.

В лесах, тугаях, сквозь густые ветки проходит мало света. В тени деревьев растут теневыносливые растения. Это вороний глаз, купена, шиповник, можжевельник и другие травы и кустарники.

Кукуруза, помидор, хлопок, огурец любят тепло. Их высаживают в апреле, когда температура воздуха достигает + 15, + 20 градусов – это теплолюбивые растения.

Семена пшеницы, ячменя, овса высаживают ранней весной. Они прорастают, несмотря на низкую температуру почвы. Эти растения не вымерзают –это морозоустойчивые растения.

I уровень

Задание 1

Напиши, где растут:

Влаголюбивые растения_______________________________

Засухоустойчивые растения______________________________

светолюбивые растения_________________________________

теневыносливых растения_______________________________

теплолюбивых растения___________________________________

морозоустойчивые растения_________________________________

2 )Перечисли, какие растения относятся

к влаголюбивым______________

Засухоустойчивым______________________________

светолюбивым________________________________

теневыносливым_______________________________

теплолюбивым__________________________________

морозоустойчивым________________________________

3) Установи соответствие, соедини стрелками

влаголюбивые их высаживают при температуре +15, + 20 градусов

Засухоустойчивые крупные листья, короткие корни

Светолюбивые длинные корни, мелкие узкие листья

Теневыносливые эти растения не вымерзают

Теплолюбивые вырастают только там, где много света и тепла

Морозоустойчивые растут в тени деревьев

I I уровень

Задание2

Сгруппируйте растения по видам: кукуруза, осока, хлопок ,пшеница, клевер, подорожник, шиповник, огурец, овес, иван – чай, одуванчик, вороний глаз, помидор, ячмень, верблюжья колючка, можжевельник, саксаул, молочай

влаголюбивые

Засухоустойчивые

Светолюбивые

Теневыносливые

Теплолюбивые

Морозоустойчивые

Опиши особенности растений

- влаголюбивые_____________________________________________________

засухоустойчивые___________________________________________________

- морозоустойчивые_________________________________________________

I I I уровень

Задание 3

1)Докажите, что влаголюбивые растения не смогут вырасти в жаркой местности. Выпишите из текста аргументы

2)Выскажите мнение, можно ли начинать сев ячменя, пшеницы, овса ранней весной, когда еще низкая температура почвы?

«Да» - потому что

« Нет» -потому что

IV уровень

Задание 4

Сравните листья влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Сделайте вывод ___________________________________________________________-

V уровень

Задание 5

Каково объяснение фактам, что молочай – растение с короткими корнями растет в жарких местах ____________________________________________

VI уровень

Задание 6

Спрогнозируйте, что будет, если хлопок посеять ранней весной, когда температура почвы еще низкая _______________________

Задание на контроль

Тест 1.

Перечисли виды растений_______________________________

Где растут растения, их среда обитания?

Какое значение имеют растения в жизни человека и животных?

Задание.

-Найди напарника, проработавшего тему «Разнообразие растений»

- Передай ему свою тему

- выслушай тему напарника

- выполни тест №2

Тест 2. Заполни таблицу

Засухоустойчивые

Саксаул, молочай, верблюжья колючка

влаголюбивые

Осока, клевер, иван – чай, шалфей

светолюбивые

Хлопок. Кукуруза, подорожник, одуванчик, колокольчик

теневыносливые

Вороний глаз, купена, шиповник, можжевельник

теплолюбивые

Кукуруза, огурец, помидор, хлопок

морозоустойчивые

Пшеница, овес, ячмень

Модельный ответ

Познание мира 3 класс.

Тема. влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые, теплолюбивые и морозоустойчивые растения в жизни человека.

I уровень Задание 1

Напиши, где растут:

Влаголюбивые растения - на лугах, болотах, по берегам рек, озер

Засухоустойчивые растения – в жарких пустынных районах, на почвах, где очень мало влага

светолюбивые растения- где много света, тепла и влаги.

теневыносливых растения – в тени деревьев

2 )Перечисли, какие растения относятся

к влаголюбивым - осока, клевер, иван – чай, шалфей

Засухоустойчивым - саксаул, молочай, верблюжья колючка

Светолюбивым- хлопок, кукуруза, подорожник, одуванчик, колокольчик

Теневыносливым - вороний глаз, купена, шиповник, можжевельник

Теплолюбивым - кукуруза, огурец, помидор, хлопок

Морозоустойчивым - пшеница, овес, ячмень

3) Установи соответствие, соедини стрелками

влаголюбивые их высаживают при температуре +15, + 20 градусов

Засухоустойчивые крупные листья, короткие корни

Светолюбивые длинные корни, мелкие узкие листья

Теневыносливые эти растения не вымерзают

Теплолюбивые вырастают только там, где много света и тепла

Морозоустойчивые растут в тени деревьев

I I уровень Задание2

Сгруппируйте растения по видам: кукуруза, осока, хлопок ,пшеница, клевер, подорожник, шиповник, огурец, овес, иван – чай, одуванчик, вороний глаз, помидор, ячмень, верблюжья колючка, можжевельник, саксаул, молочай

влаголюбивые

Осока, клевер, иван – чай, шалфей

Засухоустойчивые

Саксаул, молочай, верблюжья колючка

Светолюбивые

Хлопок. Кукуруза, подорожник, одуванчик, колокольчик

Теневыносливые

Вороний глаз, купена, шиповник, можжевельник

Теплолюбивые

Кукуруза, огурец, помидор, хлопок

Морозоустойчивые

Пшеница, овес, ячмень

Опиши особенности растений

- влаголюбивые -крупные листья, способные накапливать влагу, корни у них короткие.

-засухоустойчивые - очень длинные корни, мелкие и узкие листья испаряют мало влаги

- морозоустойчивые -прорастают, несмотря на низкую температуру почвы

I I I уровень Задание 3

Докажите, что влаголюбивые растения не смогут вырасти в жаркой местности. Выпишите из текста аргументы ( корни у влаголюбивых растений короткие. В жарких пустыных районах находится глубоко под землей)

Выскажите мнение, можно ли начинать сев ячменя, пшеницы, овса ранней весной, когда еще низкая температура почвы?

«Да» - потому что

« Нет» -потому что

Семена прорастают, несмотря на низкую температуру почвы – это морозоустойчивые растения

IV уровень Задание 4

Сравните листья влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Сделайте вывод( у влаголюбивых растений крупные , сочные листья. У засухоустойчивых растений листья узкие , мелкие. Вид листьев зависит от среды обитания)

V уровень

Задание 5

Каково объяснение фактам, что молочай – растение с короткими корнями растет в жарких местах ( собирают влагу после дождей, а также росу и накапливают ее в толстых блестящих листьях, которые испаряют мало влаги)

VI уровень Задание 6

Спрогнозируйте, что будет, если хлопок посеять ранней весной, когда температура почвы еще низкая растение погибнет

Задание на контроль

Тест 1.

Перечисли виды растений_ ( деревья, кустарники, травы)

Где растут растения, их среда обитания? (в жарких пустынных районах, на горных склонах, во влажных местах и в воде)

Какое значение имеют растения в жизни человека и животных? ( дают кислород, пищу, убежище)

Задание.

-Найди напарника, проработавшего тему «Разнообразие растений»

- Передай ему свою тему

- выслушай тему напарника

- выполни тест №2

Тест 2. Заполни таблицу

Засухоустойчивые

Саксаул, молочай, верблюжья колючка

влаголюбивые

Осока, клевер, иван – чай, шалфей

светолюбивые

Хлопок. Кукуруза, подорожник, одуванчик, колокольчик

теневыносливые

Вороний глаз, купена, шиповник, можжевельник

теплолюбивые

Кукуруза, огурец, помидор, хлопок

морозоустойчивые

Пшеница, овес, ячмень

multiurok.ru

«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения». НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Анжелика Рудь «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения». НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формирование у детей представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

Задачи:

1. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.

2. Расширить знания о комнатных растениях.

3. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: беседа о комнатных растениях; чтение стихотворений и загадок о растениях.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Ход:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

Дети: Алоэ

Воспитатель: Верно, это алоэ, ребята, а алоэ это какое растение?

Дети: Это растение комнатное

Воспитатель: Правильно, а почему оно называется комнатным растением?

Дети: Потому, что оно растёт в помещении

Воспитатель: Верно, потому что растёт в помещении. Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли?

Дети: Свет, тепло, вода.

Воспитатель: Верно, вода, свет, тепло, питательная почва. Как вы ухаживаете за комнатными растениями?

Дети: Поливаем, рыхлим, опрыскиваем, пересаживаем, протираем большие, плотные листья.

Воспитатель: Как вы думаете, а всем ли растениям нужно много воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Верно, нет. Почему?

Дети: Потому что все растения родом из разных мест.

Воспитатель: Правильно одни растения у себя на родине растут в сырых заболоченных местах, там, где всегда влажные и почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах, на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет. Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать воду» - накапливать ее в стеблях и листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые плотной иногда жесткой кожицей. Тонких листьев, которые отдают (испаряют) много влаги у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев, вместо их колючки. Как называются эти растения?

Дети: Кактус

Воспитатель: Верно, кактус (предлагаю рассмотреть фотографии – разные кактусы).

Физкультминутка «Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся – бабочка кружит и вьётся. (покружиться).

Воспитатель: Как называются эти комнатные растения?

Дети: Алоэ и традесканция

Воспитатель: Да, верно, какое из этих двух растений может запасать воду?

Дети: Алоэ

Воспитатель: Какое не может?

Дети: Традесканция

Воспитатель: Как узнать, что алоэ запасает влагу?

Дети: У алоэ толстый стебель, мясистые, сочные листья, покрытые плотной кожицей.

Воспитатель: правильно, почему решили, что традесканция не делает запасов влаги?

Дети: Потому, что у неё тонкие, мягкие листья.

Воспитатель: Почему алоэ должно запасать воду?

Дети: Потому, что оно растёт в жарких странах

Воспитатель: Верно, потому что они растут в сухих, солнечных, жарких местах.

Родина алоэ – Южная Африка, где много сухих степей. В этих местах жарко и сухо, но для алоэ хорошо. Там это растение цветет на 7 году жизни, оранжево-красными цветами. В комнатных условиях оно цветет. В народе его называют столетником. Местное население ценит его и использует от многих болезней: ожогов, простуда, улучшает работу желудка. Из листьев этого растения изготавливают ковры, морские канаты.

Традесканция – растет в болотистых местах южной части, свое название это растение получило по фамилии английского садовода Джона Традесканта, который жил в свыше 300 лет назад. Он очень любил растения, ездил по разным странам, собирал их, затем выращивал в своих садах. С тех пор традесканция распространилась по всему миру, как комнатное растение. Оно растет легко, быстро, его только много поливать, чаще, так как оно родом из болотистых мест.

Игра «Назови от какого растения листочек»

(карточки с нарисованными листочками).

Воспитатель: Ребята, о чём мы говорили на занятии?

Дети: Мы говорили о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

Воспитатель: Правильно, какие растения засухоустойчивые

Дети: Кактус, алоэ,

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому, что они растут в жарких странах, и им приходится приспосабливаться.

Воспитатель: Молодцы, наше занятие подошло к концу.

www.maam.ru

Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях – методическая разработка для учителей, Наталья Гавлик Шамсияровна

Начало урока.

 2 мин

 4мин

21сек

1мин3сек

3мин

3 мин

3 мин

3 мин

2 мин.

37сек

34сек

3 мин

8 мин

2мин

1 мин

1мин

2 мин

 

Создание положительного эмоционального настроя.

Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте все внимательны, А еще старательны! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Учитель предлагает ученикам на уроке стать покорителями вершины «Успеха». Тот достигнет вершины, кто будет любознательным, внимательным, активным,  усидчивым и правильно выполнит задания.

Дан старт подъема на гору.

Введение нового материала.

Учитель (или подготовленный ученик) рассказывает интересные факты из жизни растений, одновременно показывая их на слайдах.

- Растения окружают нас везде: по дороге в школу, когда путешествуем, и у каждого дома есть растение. Представляю интересные факты о них.

1. Удивительно, но с одного только дерева можно изготовить более 160 тысяч карандашей!

2. На водной глади Амазонки встречается необыкновенное растение – виктория, относящееся к семейству кувшинковых. Его листья достигают трех метров в своем диаметре, и они могут выдержать вес в 25-30 кг!

3. Ловеласы Индии часто пользуются уникальным деревом кеппел. Его плоды чрезвычайно душисты: стоит их попробовать и человек начинает весь пахнуть фиалкой.

4. В лесах Бразилии существует дерево, которое называют «молочная соска». Если его проткнуть ножом, то из коры польется растительное молочко. Дерево способно за один раз дать 4 литра молока. Его можно употреблять в пищу, но сперва его необходимо прокипятить и разбавить водой.

5. Среди растений существует немало паразитов. Повилика – паразит, который не имеет собственных листьев и корней. Питается оно исключительно соками своего хозяина, чей стебель она обвивает.

- Что объединяет эти данные сообщения?  (растения)

- Какая тема нашего урока?

- С какими видами растений мы познакомимся, узнаем, просмотрев видеоролик.

Просмотр 1 видеоролика.

Методические указания.

Учитель  просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы:

- Как называется место, о котором говорится в видеоролике?

- Как называются все эти  растения (назвать одним словом)?

- Перечислить названия влаголюбивых растений.

Ответы детей:

Луг;

Влаголюбивые;

одуванчик, лютик.

Вывод.

-Богат ли растительный мир лугов?

Почему?

Просмотр 2 видеоролика.

Учитель просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы:

- Как называется место, о котором говорится в видеоролике?

- Перечислите растения, которые растут в пустыне.

- Чем полезны данные растения?

Примерные ответы детей:

1. Пустыня;

2. Чёрный саксаул, жузгун безлистный, тополь

сизолистный, шенгил серебристый, эминиум

Лемана, лук, янтак, саксаул, астрагал.

3. Все растения лекарственные, ими питаются животные, живущие в пустыне, саксаул даёт много тепла при горении.

Вывод:

-Богат ли растительный мир пустынь?

- Почему?

Примерные ответы детей:

мало выпадает осадков;

нет водоёмов;

практически нет воды.

Методические указания.

Учитель ставит вопросы так, чтобы дети правильно назвали растения- засухоустойчивые.

- Если нет воды, то говорят, что стоит …..  (засуха)

- Растения пустынь приспособились к засухе, они не ….. (погибают).

- Без воды, под жгучим солнцем растения стоят -……(устойчиво).

- Соедините слова засуха и устойчиво,

 вы получите общее название растений, которые растут в пустыне.

Ответ:

Засухоустойчивые растения.

- Из каких двух слов состоит слово

  влаголюбивые?

- Из каких двух слов состоит слово 

  засухоустойчивые?

- Выделим корень в словах.

- Какими буквами соединяются корни слов?

- А теперь вы можете назвать тему нашего урока

Учащиеся называют тему  урока.

«Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях».

Какова цель нашего урока?

Научиться различать засухоустойчивые и влаголюбивые растения.

Знать какие условия необходимы для их жизни.

Актуализация знаний.

Упражнение. Работа в парах.

Методические указания.

Учитель объясняет задание в Рабочем листе №1.

  1. Рассмотри картинки растений.
  2. Раздели их на две группы (одна – влаголюбивые, вторая – засухоустойчивые), запиши.
  3. Объясни свой выбор.

Проверка:

Влаголюбивые – одуванчик, лютик, иван-чай.

Засухоустойчивые – верблюжья колючка, молочай, саксаул.

- По каким признакам вы разделили растения?

- Почему у засухоустойчивых растений листья мелкие или вместо них колючки?

Примерные ответы детей.

  1. Влаголюбивые: много листьев; листья зёленые, сочные;
  2. Засухоустойчивые: мелкие листья; имеются колючки.

  3. Меньше испаряют воду.

- А знаете ли вы, почему траву называют иван-чай?

Работа с одаренными детьми.

Сообщение о растении иван-чае.

На казахском языке название растения звучит как Күреңотүлкенжапырақтысы.

Родиной иван-чая принято считать Копорье, отсюда и его название – копорский.

За границей он получил название «русский», а известность приобрел задолго до триумфального шествия китайских сортов.

Жители Европы и самой Англии знакомы с иван-чаем и его пользой не понаслышке.

Передававшиеся ранее семейные рецепты приготовления копорского чая долгое время хранились в строжайшем секрете. Теперь же известно, как готовят напиток из молодых листьев кипрея узколистного.

Раскрытие небольших сиреневых бутонов – верный сигнал к началу сбора травы. При сборе иван-чая для нанесения минимального ущерба растение аккуратно срезают в 15 см от земли или ограничиваются сбором листьев. Листья легко снимаются со стебля при зажимании его между пальцами и проведении ими сверху вниз.

В Казахстане иван-чай растёт в Западном Тарбагатае, на границе Казахстана с Китаем, на границе Казахстана и Киргизии.

Физминутка.

Подведем итог.

Методические указания.

После просмотра каждого видеоролика учитель задаёт вопросы для обобщения полученных знаний.

Что  узнали?

- Где растут влаголюбивые растения?

- Какие у них листья (большие, мелкие)?

- Для чего используют травы лугов?

Примерные ответы детей.

1. Влаголюбивые растения растут на лугах.

2. Листья у них большие, сочные.

3. Используют травы для корма скота, лекарственные травы в медицине.

- Где растут засухоустойчивые растения?

- Какие у них листья?

- Как использует человек эти растения?

- Сколько заповедников в пустынях и в

  полупустынях, как называются?

- Для чего создают заповедники?

Примерные ответы детей.

1.  Засухоустойчивые растения растут в пустыне

  и в полупустыне.

2. У растений листья мелкие или есть колючки.

3. Используют растения для корма

  Животным, для топлива и для лечебных целей.

4. 3 заповедника: Устюрстский, Алакольский,

  Барсакельмесский.

5. Для защиты растений и животных

- Мы с вами дошли до середины горы

Закрепление материала.

Проблемный вопрос.

Методические указания.

Учитель предлагает влаголюбивое растение иван-чай пересадить в пустыню, а верблюжью колючку на луг поближе к воде. Дети должны обосновать свой ответ.

- Приспособятся данные растения к новым условиям или погибнут?

- Почему у верблюжьей колючки длинный корень?

Примерные ответы детей.

  1. Иван-чай погибнет т.к. недостаточно влаги
  2. Верблюжья колючка сгниёт т.к листья не будут успевать испарять влагу.
  3. У растения длинный корень, чтобы достать влагу на глубине земли.

 Практическая работа.

Работа по сборнику заданий для самостоятельной работы по предмету «Познание мира» стр. 36

Методические указания.

Перед выполнением задания учитель знакомит с «оценочным листом». Учащиеся выполняют задания, вписывают ответы. Рабочие пары обмениваются «оценочными листами», проверяют и выставляют оценки. Рабочий лист  №2

Учитель предлагает прочитать второй абзац в учебнике «Познание мира» стр. 112, затем выполнить задание №1 Сборника. Рабочий лист №3.

 Проверка.

 Ответ №1

Контроль знаний.

Методические указания.

Учитель открывает ресурс с сайта bilimland.kz

«Растения и животные пустынь»

Задание1.

Выполнить только 3 вопроса.

 Дополнить  предложения.

Проверка.

Проверка выполняется интерактивно с доски.

№128. Растения и животные пустынь

Задание 1

Дополните предложения.

Пустынные и полупустынные земли – территория, где недостаточно

  воды

Кустарник жузгуна достигает

2 метров в высоту.

  У всех растений пустыни есть

лечебное свойство.

Растения и животные  лугов

Задание 1.

Предлагает детям, дополнить первое и четвёртое предложения выбрав правильный вариант ответа.

Проверка.

Проверка выполняется интерактивно с доски.

Дополните предложения.

1. Луг – место, где можно встретить

богатую растительность

4. Маргаритка

– луговое растение.

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

- Какую тему разбирали на уроке?

- Что помогает выжить растениям в пустыне?

- Чем отличаются растения луга от растений пустынь?

Домашнее задание. Учебник стр 112-113. Сборник стр 36 задание №2

Рефлексия.

Гора «Успеха» сигнализируем светофором!

Вершина, если все поняли и можете объяснить другому.

Середина, если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить другому.

Основание, если вам показалась сложной новая тема.

Презентация

слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Видеоколлекция

Растения луга

https://bilimland.kz/ru#lesson=13871

Слайд 4

Видеоколлекция Растения пустынь

https://bilimland.kz/ru#lesson=13876

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Растения лугов

https://bilimland.kz/ru#lesson=13792

Растения пустынь, полупустынь

https://bilimland.kz/ru#lesson=13792

Слайд 8

Слайд 9

Дополни предложения

Растения пустынь.

https://bilimland.kz/ru#lesson=13876

Дополни.

Растения лугов

https://bilimland.kz/ru#lesson=13871

Слайд 10

bilimland.kz

Какие засухоустойчивые растения подходят для сада?

Засухоустойчивые растения пользуются большой популярностью, ведь не всегда есть возможность поливать клумбы или огородить участок деревьями, кустарниками, которые обеспечат тень. К тому же, в России много районов, где осадки выпадают очень редко.

Засухоустойчивые растения прекрасно подходят для тех участков, где нет возможно частого полива, а дожди в таких местах идут редко.

Большинство растений, устойчивых к засухе, растут на достаточно бедных почвах и не нуждаются в дополнительной подкормке. Это значительно облегчает уход за садом и помогает создать красивые клумбы в любом климатическом поясе.

Как распознать растения, устойчивые к засухе

Некоторые считают, что разнообразие засухоустойчивых растений довольно мало. В голову обычно приходят некрасивые перекати поле и суккуленты. Конечно, за много миллионов лет эволюции растения научились приспосабливаться к отсутствию влаги и бедным почвам. Листья таких кустарников и цветов чаще всего похожи на колючки и способны противостоять повышенному испарению воды и ожогам солнца.

Схема цветника.

Еще одним приспособлением сохранения от испарения влаги с листьев является своеобразная опушка. Именно она создает своеобразную воздушную подушку, предотвращающую высыхание растения. Также можно встретить листочки, покрытые воском, ожоги, засуха в таком случае не страшны.

Некоторые растения имеют очень мясистые листья и стебли, именно в них имеется большой запас воды, столь необходимой для поддержания жизни.

Большинство сухоустойчивых растений красиво цветут. Поэтому с их помощью можно создавать невероятно красивые композиции в саду.

Как правильно посадить растения, устойчивые к малому количеству влаги

Стоит помнить, что засухоустойчивая зелень не любит расти на заболоченных почвах с отсутствием оттока воды. Очень быстро в таком месте корни растений просто сгниют, что приведет к гибели клумбы.

Необходимо тщательно позаботиться о дренаже почвы. Для этого можно просто внести в землю гравий или простой песок. Такой нехитрый способ поможет улучшить отток излишней влаги, нормализовать воздухообмен. Органические удобрения в такие почвы вносить не надо.

Типовая схема миксбордера.

Чтобы сухоустойчивые цветы, травы могли хорошо расти, их необходимо посадить друг от друга на небольшом расстоянии. Это позволит корням получить достаточное количество питательных веществ из грунта.

Хотя подобные растения и относятся к засухоустойчивым, поливать их все же необходимо. Данную процедуру надо проводить в утренние часы, когда палящее солнце отсутствует. Это поможет избежать ускоренного испарения влаги и нежелательных ожогов растения.

Воду лучше лить под корень. Полив должен быть интенсивным, но не частым.

Проверить влажность почвы можно при помощи простой палки, достаточно воткнуть ее в грунт.

Воду в почве можно задержать при помощи подсыпания простого опила или измельченных листьев. Этот способ поможет предотвратить размножение сорной травы на участке.

При оформлении сада стоит учитывать, что некоторые жароустойчивые цветы любят тень, другие — подкисленную почву. Для одной клумбы стоит выбирать растения с идентичными требованиями.

Примеры засухоустойчивых растений

В режиме малого поступления влаги могут жить цветы, кустарники и декоративные травы. Большинство из этих растений легко приживаются на дачном участке.

Овсяницу следует сажать в хорошо дренированную и рыхлую землю.

Очень красиво вдоль каменных дорожек смотрятся декоративные травы, устойчивые к засухе. Даже на самом палящем солнце они сохраняют свой свежий и зеленый вид. Наиболее популярным среди садоводов является элимус. Его длинные листья имеют заостренные концы и голубоватый оттенок. Кусты элимуса достаточно пышные и богаты листочками. Стоит только ограничивать рост подобной травы. Можно просто высадить ее в какую-нибудь емкость, например, в тазик или ведро без донышка. Это поможет предотвратить разрастание элимуса, который может заполнить половину клумбы.

Овсяница сизая также очень любима среди садоводов, ведь она имеет довольно необычный вид и сине-зеленый окрас острых листьев. Внешне трава напоминает морского ежа, обычно ее высаживают на передний ряд цветника. Овсяница относиться к многолетним растениям, которые необходимо обновлять каждые 4 года. Большим преимуществом такой декоративной травы является то, что она не расползается по участку, поэтому ее рост ограничивать не надо. К тому же, она прекрасно зимует на участке, сохраняя декоративный вид.

Цветы, которые можно посадить в засушливом климате

Бытует мнение, что устойчивые к влаги цветы невзрачны и не могут радовать пышным цветом. На самом деле, бывают розовые, желтые, ярко оранжевые, фиолетовые цветы, которые понравятся даже самому придирчивому садовнику.

Например, небольшой садик, обложенный камнем, можно украсить тысячелистником, молочаем, арабисом. Получится альпийская горка, которая так популярна в последнее время. Эти цветы способны расти между камнями и не нуждаются в постоянном поливе и удобрении. Необходимо знать, что тысячелистник является сорным растением, поэтому его необходимо контролировать.

Схема цветника летних ароматов.

Приусадебный участок могут значительно преобразить кустики лаванды, высаженные вдоль дорожек или возле крыльца. Прекрасные сиреневые цветы не только принесут в дизайн ярких красок, но и наполнят сад восхитительным ароматом. В итоге получится сад в стиле французского Прованса.

Гвоздика-травянка очень хорошо переносит засуху и может украсить любую клумбу нежно-сиреневыми цветами. Цветет она длительно с начало июня по сентябрь. Турецкая гвоздика более требовательна к поливу, но не очень длительный засушливый период может перенести с легкостью. Этот двулетник обладает прекрасным ароматом и большим выбором оттенков.

Не многие знают, что ирисы — засухоустойчивые цветы. Садоводы могут выбрать из нескольких тысяч сортов свой. Эти прекрасные цветы станут замечательным украшением любой клумбы.

Большой декоративной привлекательностью обладает эхинацея. Розовые, желтые, бордовые и фиолетовые цветы обладают красивыми лепестками в виде лучей и большой, яркой сердцевиной. Эхинацея пурпурная цветет все лето до глубокой осени, когда уже многие растения теряют свой привлекательный и яркий вид.

Жароустойчивые кустарники

Расти при ограниченном поступлении влаги могут и кустарники. Примером служит очиток едкий. Он довольно популярен среди садоводов-декораторов, чаще всего используется для оформления альпийских горок. Можно встретить очиток голубоватого, зеленого и желтоватого оттенков, а также их смесь. К тому же едкий очиток цветет и привлекает на свой аромат множество бабочек.

Можно использовать очиток в ландшафтном дизайне для оформления среднего ряда композиции из растений. В длину он может достигать 60 см.

Кустарник бересклет очень неприхотлив в уходе. Его кожистые плоды окрашены в красный или пурпурный оттенки. Его можно использовать для формирования живых изгородей или для украшения рокария.

Вечнозеленый кустарник кизильник малотребователен к качеству почвы, он отлично переносит длительную жару и засуху, морозы и загазованность воздуха. Чтобы поддерживать декоративный вид кустарника, его необходимо регулярно подрезать. Из кизильника легко формировать красивую и густую живую изгородь. Старые кусты достаточно сильно подрезать, чтобы обновить зеленую композицию.

Оригинальный нюанс цветнику можно придать, посадив аралию. Этот кустарник с большими листьями, достигающими в длину один метр, усыпан мелкими белыми цветочками. Аралию можно сажать одиночно или комбинировать с более мелкими кустарниками или цветами, устойчивыми к засушливой погоде.

При формировании садовых клумб необходимо учитывать высоту растений, чтобы получить многоярусные композиции. В середину надо сажать самые высокие засухоустойчивые многолетники, затем — средние, например, кизильник, едкий очиток. Наружный круг могут составлять декоративные травы или низкорослые цветы.

Уход за таким садом будет минимальным, необходимо только вовремя подстригать растения, контролировать их рост, при повышенной сорности, своевременно поливать. Ведь даже самым засухоустойчивым растениям требуется живительная влага.

dizainlandshafta.ru

Жизнь растений. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Тема: «Жизнь растений. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»

Цели:

формировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях

(разная потребность во влаге связана с разным строением растений:

засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их

следует поливать редко; растения с тонкими листьями не запасают влагу, их

надо поливать часто – через день);

учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на

основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым;

закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы

тепло, свет, вода, земля, закрепить правила ухода за растением;

закрепить знания детей о комнатных растениях;

воспитывать у детей желание создавать для растения благоприятные условия.

Словарная работа: традесканция, хлорофитум, лиана комнатная, влаголюбивые, засухоустойчивые.

Наглядный материал и оборудование : растения

Место проведения занятия: кабинет №104

Ход занятия

Ребята, послушайте стихотворение

Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала

Вот такая девочка

Как она мила.

- Как зовут эту девочку?

Почему ее так назвали «Дюймовочка»? (она была крошечная)

Откуда она появилась? (из прекрасного цветка).

Что девочка любила больше всего на свете? (цветы)

- Она любила цветы, в том числе и комнатные и много о них знала.

- Мы тоже ребята уже познакомились с комнатными растениями и кое- что о них знаем. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с растениями. Но Дюймовочка хочет проверить ваши знания и прислала вам вот такой цветок с заданиями.

- Чтобы узнать задание, нужно сорвать лепесток, перевернуть его и прочитать его.

1 лепесток – Какие растения называются комнатными? (это растения, которые растут дома, в помещении, их люди выращивают)-Где мы можем встретить комнатные растения? (дома, в школе, в детском саду, в цветочном магазине, на подоконнике, полке), т.е в помещении, комнате.

Игра «Доскажи словечко»

В лесу растут…какие растения? Лесные

На лугу…луговые

В поле….полевые

В саду ….садовые

В комнате….комнатные.

- Для чего люди выращивают комнатные растения? (чтобы было красиво и уютно, чтобы воздух был чище, некоторые растения лечат людей)

- Каждое комнатное растение имеет свое название.

-Подойдите возьмите любую карточку, сядьте на место и прочитайте название растения (кто сможет)

(выходят по два человека, показывают растение и читает его название)

-Скажите, среди этих цветов имеются ли цветы, которые находятся в нашем классе? (да это лиана и хлорофитум)

- А есть те цветы которые растут у вас дома? (герань, фиалка, алоэ и т.д)

Все эти цветы, какие? (комнатные)

- Хорошо. Открываем 2 лепесток – Из каких частей состоит растение?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос сначала составьте растение.

- Из каких частей состоит растение?

Работа у доски с карточками и плакатом с изображением растения. Читают название частей растения и прикрепляют.

Корень, стебель, лист, цветок.

Проверьте, правильно ли вы составили растение (на парте).

-Для чего растению необходим корень? (удерживает растение в земле, всасывает воду и питательные вещества)

- Для чего растению нужен стебель? (помогает тянуться к свету)

- Листья? (помогают растению получать питательные вещества)

- Цветок? (он нужен не только для красоты, в нем созревают плоды и семена)

Все растения схожи между собой строением. Почти у всех растений есть корень, стебель, листья и цветок.(пример, рассматриваем растения в классе)

-Хорошо ребята. 3 лепесток – Что необходимо для жизни растений? Чтобы оно росло красивым?

- Составь слова и ответь на вопрос (воз-дух, теп-ло, во-да, свет).

- Для жизни растений нужны: воздух, свет, вода и тепло.

-Если растение не поливать, то что может с ним произойти? (оно увядает, засыхает, погибает).

- А если оставить без света, например спрятать в шкаф? (оно вырастет слабым, с бледными листочками, потому что растению нужен свет).

- Растение оставили зимой у открытого окна, что может произойти с ним? (оно замерзнет, погибнет от холода) Растениям необходимо тепло.

Работа с карточками, в паре. Что случилось с растениями?

(картинки растений: засохло, замерзло, не достаточно света)

- Посмотрите на растение, какое оно? (показываю на цветочный горшок в классе) (красивое, зеленое).Где оно растет? (В классе, значит оно комнатное).Почему он такой красивый, зеленый? (потому что для него в классе есть и свет, тепло, вода, воздух).

-Хорошо. 4 лепесток открываем – Какие растения называют влаголюбивыми и засухоустойчивыми?

- Все растения требуют разного количества воды. Одним нужно ее много, а другим поменьше.

Работа в учебнике стр. 51

- Условия для жизни растений на Земле очень разнообразны.

- По берегам рек, озер растут растения, которым нужно много воды (влаги). Такие растения называются Влаголюбивые. Посмотрите на растение в учебнике, оно любит много воды. Это растение традесканция. Поэтому ее надо чаще поливать (но не заливать).

- В жарких странах, где мало дождей, рек, озер. Тоже растут растения. Такие растения называются Засухоуйстойчивые. Эти растения привыкли к тому, что влаги, воды в земле почти нет, поэтому долго могут находиться без воды. Это кактусы.

- А теперь составь слова из частей (соедини линиями)

Влаго устойчивое

Засухо любивое

Физминутка (выходим, встаем в круг)Я прошу тебя, цветок:Подними-ка свой листок,Выйди на дорожкуДа притопни ножкой.Да головкой покачайУтром солнышко встречай.Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка

.А теперь росой умойся,Отряхнись и успокойся.

-Хорошо. 5 лепесток – Сюрприз.

- Вы видели, как распускается цветок?

- Дюймовочка вам приготовила видео этого прекрасного момента!

Просмотр видеоролика.

Цветы очень красивые, но они нужны не только для красоты, в нем созревают плоды и семена.

Итог урока.

Какие растения мы называем комнатными?

Из каких частей состоит растение?

Что необходимо для жизни растений?

Какие растения называют влаголюбивыми и засухоустойчивыми?

За ваши знания, Дюймовочка прислала вам коробочку, в ней сказочные цветы.

-Подойдите и возьмите большой цветок, если на уроке вам все понравилось.

- Если на уроке вы узнали, что то новое и интересное возьмите цветок поменьше.

- Если было для вас, что то не понятным, возьмите самый маленький цветок.

infourok.ru


Смотрите также