Какого цвета вы увидите цветок одуванчика при рассматривании


Консультация онлайн #192439: какого цвета вы увидите цветок одуванчика при рассматривании его сквозъ фиолетовое стек

Здравствуйте, yamoltdinovalubow!Результат сильно зависит от спектра как фильтра так и объекта.Что касается заданного объекта, то здесь всё достаточно просто - натуральные жёлтые пигменты (в основном, каротиноиды) обычно имеют полосу поглощения около фиолетовой границы видимого спектра - то есть имеет место поглощение в сине-фиолетовом диапазоне, поэтому получается жёлтый цвет (если эта полоса поглощения становится шире, цвет может стать оранжевым или красным)Однако со стеклом есть варианты:Так, если фиолетовое стекло пропускает только самый коротковолновый край видимого спектра (узкая полоса пропускания - при этом любой объект рассматриваемый через такой фильтр будет иметь цвет фильтра лишь с различной яркостью от яркого до чёрного), который жёлтый объект поглощает - то объект будет чёрным либо очень тёмно фиолетовым (в зависимости от того, насколько полное поглощение этой части света у объекта - пересекается ли область пропускания фильтра с областью отражения объекта).Если же фиолетовое стекло пропускает синий + красный (то есть поглощает только зелёную часть спектра) то цвет жёлтого объекта через такой фильтр в принципе может варьироваться от жёлтого (если у стекла весьма узкая полоса поглощения, то есть имеется существенный зазор между полосами поглощения объекта и фильтра, или не слишком высокая абсорбция в пределах этой полосы - но само стекло всё равно будет выглядеть фиолетовым, только цвет будет не слишком насыщенным) до красного (поскольку синюю часть спектра поглотил объект, а зелёную - стекло).В принципе, авторы задачи вполне вероятно имели ввиду именно последний вариант с получением красного цвета (по крайней мере, если тематика раздела связана с восприятием цвета, то обычно в учебниках всё сводят к RGB - хотя даже тут всё несколько сложнее, чем разложение спектра на 3 составляющие).Но на самом деле ситуация бывает куда сложнее (особенно если умеют место узкие спектральные полосы), и одинаково (или очень похоже) выглядящие при определённых условиях источники света, фильтры или объекты могут дать очень разные воспринимаемые цвета в комбинации с неким другим освещением, фильтром или объектом (это называется метамеризм). В чём мы и убедились на примере различных вариантов спектра фиолетового стекла. Также могу предложить проверку гипотезы путём разложения на призме пропущенного через стекло луча - если у Вас при рассмотрении через это фиолетовое стекло жёлтый объект остался жёлтым, вероятно, что получится узкая тёмная полоса в зелёной части, но уже сине-зелёный свет через него проходит, из-за чего жёлтый цвет не очень сильно искажается.

Ещё один возможный эксперимент для сравнения: рассмотреть через это стекло более оранжевый предмет (морковь, апельсин) - вероятно, на сей раз цвет более заметно сместится к красному

rfpro.ru

Какого цвета вы увидите цветок одуванчика при рассматривании его сквозь фиолетовое стекло?

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат - это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

online-otvet.ru

Конспект урока по теме "Тайны цвета"

Автор:Учитель МХК и изобразительного искусства МБОУСОШ №6 г.Новочеркасска.

Орехова С.М.

Разработка урока для 6 класса.

Тайна цвета.

ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Цели : познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; учить ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; находить гармонические цветовые сочетания; воспитывать художественный вкус; развивать творческую фантазию.

Оборудование: таблицы «Цветовой круг», образец педагогического рисунка; квадраты разных рисунков.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

У ч и т е л ь. Урок начинаем с чтения стихотворения В. Г. Абрамова. Прочитайте стихотворение выразительно.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию - оранжевой,

Желтым - одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем, какого цвета

Огромная планета!

Определите цели и задачи урока. Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

У ч е н и к и. О цвете.

У ч и т е л ь. Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира.

Почему же именно художника просит автор стихотворения рассказать о цветной планете?

У ч е н и к и. Именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается нам раскрыть их красоту.

У ч и т е л ь. Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни?

У ч е н и к и. Художники очень тонко передают цветовые ощущения на своих полотнах.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3.Смачивание красок.

II. Сообщение темы урока.

У ч и т е л ь. Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

Для живописца объект видится сквозь призму цвета, при несомненной важности линии, объема. Дома, люди, деревья. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразие явлений. В ней он ощущает особенности пространства мира и место человека в нем, через нее художник выражает тончайшие движения чувств, часто с трудом поддающиеся расшифровке словами.

Велики гибкость и сила воздействия живописи, полнота ее эмоциональных переживаний. Они связаны с органической тягой человека к цвету. Цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов мира. Цвет в искусстве тоже поначалу играл только эту роль, он появился намного раньше возникновения собственно станковой живописи в современном смысле слова. Из вспомогательного средства, из окраски предметов цвет перешел сначала в стенную роспись. Лишь много веков спустя произошло рождение картины, «предмета», явно не практичного по сравнению с архитектурой, керамикой или даже скульптурой. Ведь и скульптура долго была лишь необходимой вещью в системе культовых обрядов.

Сформировавшись как самостоятельный вид художественного ремесла, живопись отвечала уже и новым общественным потребностям. То есть, строго говоря, ее бесполезность была мнимой. Живописец, давая предметное изображение мира, как бы заново объяснял его, «шлифовал» чувства зрителя. И тут оказалось, что сама по себе краска прежде всего лишь средство работы над цветом, часто еще «сырой материал». Чтобы он стал эмоциональным, раскрывал смысл произведения, нужно было понять его природу. Художник в воздействии цветом открывал особенности нового вида искусства.

Постепенно цвет разрывает свои прочные узы с предметом и начинает жить самостоятельной жизнью. Он может звучать по контрасту к бытовой функции этого предмета. Он может выявлять его глубинную символическую сущность, преобразовывать и ломать его привычную структуру и связи.

Отчего, скажем, понадобилось К. Петрову-Водкину (1878-1936) написать картину «Купание красного коня»? Почему конь именно красный? Неожиданный, открытый, резкий красный цвет, не обусловленный привычным взглядом, не имеющий жизненных аналогий, он сразу же «переключал» зрителя с конкретного, буквального восприятия сюжета - мальчики купают коня - на иной лад, более отвлеченно философский. Картина начинала приниматься как размышление об исторических судьбах России, как некое предчувствие. Зритель ощущал скрытое беспокойство в этой почти плакатной «агрессивности» цвета. И не случайно тогда же писал стихи о России, «степной кобылице» А. Блок, воспевал «красного коня» Есенин. Сама символичность мотива начинала казаться близкой, как близки нам поэтические сравнения в фольклоре. Так цвет вовлекает нас в размышление о философии жизни...

Цвет, как и пространство, - объективные координаты предметов. Потому и в живописи возможна работа на строгих научных, оптических началах. Но она всегда несет момент эмоционального преображения мира. Здесь живописец находится как бы в постоянных поисках гармонии мира. Таким художником был Леонардо да Винчи (1452-1519). В нашем веке многие из искателей в этом направлении логически переходили от живописных опытов к опытам пространственных проектов, стремясь отыскать гармонию не только на холсте, но и утвердить ее в пространстве всей земли.

Обычно, если мы вглядимся в какой-либо холст, то заметим определенную закономерность в его цветовом строе. Одни цвета будут «солировать», другие акцентировать их звучание, как в симфоническом оркестре, вместе создавая единое цельное впечатление. Взаимоотношения цвета в пределах одной картины и будут тем, что мы называем колоритом.

Мы говорим о теплом и холодном колорите, тем самым как бы определяем характер своих ощущений. Говорим о колорите того или иного мастера как о любимых сочетаниях цвета, выражающих чувства художника. В известной степени можно говорить о колорите, колористическом решении картины как одном из главных этапов в ее написании. Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения. Как он этого добивается, узнаем из материала урока.

III. Изучение нового материала.

1.Сведения о цветоведении.

У ч и т е л ь. Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерывный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д.

2. Свойства цвета.

У ч и т е л ь. Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов - ахроматическая («бесцветная»).

3. Основные п о н я т и я в цветоведении.

У ч и т е л ь. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Цветовой тон ~ это то, что определяется словами «красный», «желтый» и т. д. и что наиболее отличает один цвет от другого. Но красный может быть чисто-красным или с примесью ахроматического, например, серого. При этом он все равно останется красным - примесь серого не изменит его цветового тона. Если взять серый такой же светлоты, то не изменится и светлота нового «смешанного» красного. Однако цвет все-таки станет иным: в нем изменится его третий признак - насыщенность. От примеси ахроматического хроматический цвет стал менее насыщенным. Чем меньше в такой смеси будет ахроматического цвета, тем он будет более насыщенным.

Итак, все хроматические цвета характеризуются тремя параметрами - светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, потому что, как уже отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми - недостает переходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке.

Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

У ч и т е л ь. В изобразительном искусстве. Три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к красному), синий и красный - фиолетовый (дополнительный к желтому), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5.Понятие о цветовом контрасте.

У ч и т е л ь. Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету добавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахроматическому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контрастное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возникает, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматического цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.

6. Дидактическое упражнение «Найди пару».

Оборудование: квадраты разного цвета.

Задание. Подобрать, квадрат такого цвета, который был бы дополнительным к данному.

IV. Актуализация знаний учащихся.

У ч и т е л ь. Многие из вас не раз прочитали скачку Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и помните описание того фантастического мира: «...путники подошли к высокой каменной стене ярко-зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами. ...У этих ворот кончалась дорога, выложенная желтым кирпичом... Блеск Изумрудного города ослепил путников... По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды ... Жители города были в зеленой одежде. И кожа их отливала смугло-зеленым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами».

Какое буйство разных оттенков зеленого цвета! Каждому из вас придется на палитре подбирать самые разные его варианты. Это будет хорошей школой для овладения вами приемов колористических решений.

V.Практическая работа.

Задание. Выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др.

Физкультминутка

У ч и т е л ь. Выполните упражнения для профилактики нарушения осанки:

  1. Исходное положение - сидя на стуле, ноги вместе.

  2. На счет раз - выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счет два - вернуться в исходное положение; на счет три – захват ножек стула снаружи; на счет четыре - вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить 8-10 раз.

  3. Исходное положение - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.

4. Исходное положение - стоя. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

У ч и т е л ь. Следующие упражнения необходимы вам для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно. Упражнение выполните 8-10 раз.

Во время практической работы У ч и т е л ь делает целевые обходы:1) контроль правильности организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

VI. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

2. Заключительное с л о в о учителя.

Лучшие работы показывают, что несмотря на ограниченную цветовую палитру, вы сумели передать в рисунке свое настроение, создать запоминающийся образ. Эти работы выполнены с большим вкусом, с использованием закона дополнительных цветов. Я думаю, при выполнении практической работы вы убедились, что достоинства произведения не обусловливаются обилием и яркостью красок, что без знаний законов цвета трудно рассчитывать на успех.

Домашнее задание: прочитать сказки, внимательно рассмотреть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

infourok.ru

Сквозь цветные стекла

Использование светофильтров позволяет выявить тонкие цветовые характеристики космических объектов.

Окружающий мир радует наш глаз богатством цветов и оттенков. Мы видим различные предметы цветными, потому что их поверхность отражает не весь падающий на нее свет, а лишь лучи определенных цветов, поглощая остальные. Отраженные лучи, попадая в наш глаз, создают в нем цветное изображение. Так, например, чистый снег отражает все падающие на него лучи и кажется белым, красный материал отражает только красные лучи, а остальные поглощает, зеленая листва отражает в основном зеленые лучи.

С другой стороны, всякое цветное стекло пропускает лучи только своего цвета: красное - красные, синее - синие, зеленое - зеленые. Поэтому, если посмотреть на окружающие предметы через зеленое стекло, мы хорошо увидим только те из них, которые отражают зеленые лучи, то есть имеют зеленый цвет. Все остальные предметы будут казаться нам черными или, во всяком случае, темными.

Светофильтры - смотрим на мир через цветные стекла

Если сфотографировать какой-либо объект через цветное стекло - светофильтр, то на негативе темными получаются лишь те детали, которые имеют цвет светофильтра. Остальные детали окажутся светлыми. Такой способ позволяет выявить тонкие цветовые характеристики различных космических объектов. Разумеется, это только принцип - в действительности наблюдения с помощью светофильтров значительно сложнее.

Некоторые светофильтры, например желтые и красные, можно приобрести в фотомагазинах, другие - изготовить самостоятельно. Процесс не очень сложен. Для этого нужно взять неотснятую и непроявленную фотопластинку и в темноте погрузить ее на некоторое время светочувствительным слоем вверх в раствор фиксажа. Отфиксированная эмульсия станет прозрачной, и ее можно окрасить с помощью имеющихся в продаже анилиновых красок, обычно применяемых для крашения тканей. Краску надо растворить в воде, лучше всего дистиллированной, и опустить в нее пластинку, как и всегда, эмульсией вверх. После нескольких минут обработки пластинку вынимают из раствора и высушивают. Затем из нее вырезают алмазом два одинаковых светофильтра нужных размеров и складывают вместе эмульсией к эмульсии. В таком положении стекла склеиваются бумажной полоской.

Изготовленные подобным способом светофильтры при визуальных наблюдениях помещают между окуляром и глазом, а при фотографировании - между объективом и фотопластинкой.

При изготовлении светофильтров рекомендуется использовать следующие анилиновые красители. Чтобы окрасить эмульсию в желтый цвет - аурамин, в красный - конго-рот, в зеленый - анил-зеленый Б или метил-грюн, в синий - анилин блау или анил-синий.

Для более или менее серьезных наблюдений с помощью светофильтров желательно хотя бы приблизительно знать, какие лучи пропускает тот или иной светофильтр, а какие задерживает. Чтобы выяснить это, необходим простейший спектроскоп.

В щель спектроскопа направляют рассеянный солнечный свет. Прибор разлагает его в спектр. Взглянув в окуляр, мы увидим цветную полоску с постепенным переходом цветов от красного до фиолетового, перерезанную темными линиями-линиями поглощения. Каждая из них соответствует определенному химическому элементу и определенной длине световой волны (см. рисунок). Затем перед щелью спектроскопа надо поместить исследуемый светофильтр и заметить, как изменился вид спектра (какие области из него выпали).

Сравнив полученный с помощью светофильтра спектр с рисунком и таблицей, можно определить пропускную способность данного светофильтра.

Более точное исследование спектральных характеристик светофильтров может быть проведено только в лабораторных условиях.

astronom-us.ru

Часть 9 - Еще 75 вопросов и опытов по физике - Занимательные задачи и опыты - Невероятно, но факт!

Главная / Занимательные задачи и опыты / Еще 75 вопросов и опытов по физике / Часть 9

Музыкальные бутылки

Если вы обладаете музыкальным слухом, вам нетрудно будет устроить из обыкновенных бутылок подобие музыкального джазового инструмента, на котором можно наигрывать несложные мелодии.

Рис. 102 показывает, что и как вам нужно сделать. К двум шестам, укрепленным горизонтально на стульях, подвешивают 16 бутылок с водой. В первой бутылке вода налита почти доверху; в каждой следующей — немного меньше воды, чем в предыдущей; в последней бутылке воды очень мало.

Ударяя по этим бутылкам сухой деревянной палочкой, вы будете извлекать из них тоны различной высоты. Чем меньше воды в бутылке, тем тон выше. Поэтому, прибавляя или отливая воду, вы сможете добиться, чтобы тоны составили музыкальную гамму.

Располагая двумя октавами, можно исполнять на этом бутылочном инструменте кое-какие несложные мелодии.

Шум в раковине

Почему шумит чашка или большая раковина, приложенные к уху?

Шум, который мы слышим, приставив к уху чашку или крупную раковину, происходит вследствие того, что раковина является резонатором, усиливающим многочисленные шумы в окружающей нас обстановке, обычно нами не замечаемые из-за их слабости. Этот смешанный звук напоминает гул моря, что и подало повод к различным легендам, сложившимся вокруг шума раковины.

Видеть сквозь ладонь

Возьмите в левую руку трубку, свернутую из бумаги, держите эту трубку против левого глаза и смотрите через нее на какой-нибудь далекий предмет. В то же время держите ладонь вашей правой руки против правого глаза так, чтобы она почти касалась трубки. Обе руки должны быть от глаза в 15—20 см. И тогда вы убедитесь, что правый глаз ваш отлично видит сквозь ладонь, словно в ладони вырезано круглое отверстие.

В чем причина явления?

Причина неожиданного явления такова. Ваш левый глаз приготовился рассмотреть сквозь трубку далекий предмет, и соответственно этому его хрусталик приспособился к рассматриванию далекой вещи (глаз, как говорят, установился). Глаза устроены и работают так, что устанавливаются всегда согласно — как один, так и другой.

В описанном опыте правый глаз тоже устанавливается на далекое зрение, и поэтому близкая ладонь видна ему неясно. Короче сказать, левый глаз ясно видит далекий предмет, правый— смутно видит ладонь. А в итоге вам кажется, что вы видите далекий предмет сквозь заслоняющую его ладонь вашей руки.

В бинокль

Вы стоите на взморье и следите в бинокль за лодкой, которая приближается прямо к берегу. Бинокль увеличивает в три раза. Во сколько раз увеличится для вас скорость приближения лодки?

Чтобы разобраться в задаче, допустим, что лодка, замеченная на расстоянии 600 м, движется к наблюдателю со скоростью 5 м в секунду. В бинокль, увеличивающий втрое, лодка на расстоянии 600 м кажется такой величины, словно она в 200 м. Через минуту она приблизится на 5 X 60 = 300 м и будет в 300 м от наблюдателя; в бинокль ее видимые размеры будут такие же, как если бы лодка находилась в 100 м. Значит, для наблюдающего в бинокль лодка прошла 200— 100 = = 100 м, между тем как в действительности она прошла 300 м. Отсюда ясно, что скорость приближения лодки в бинокль не только не увеличилась втрое, а, напротив, втрое уменьшилась.

Читатель может убедиться, что тот же вывод получается и для других данных — другого первоначального расстояния, другой скорости лодки и другого промежутка времени.

Итак, скорость приближения лодки уменьшается в бинокль во столько раз, во сколько раз бинокль увеличивает предметы.

Впереди или сзади?

Есть немало вещей домашнего обихода, с которыми многие люди обращаются нецелесообразно. Мы уже указывали раньше, что иные не умеют пользоваться льдом для охлаждения — ставят охлаждаемые напитки на лед, вместо того чтобы помещать их под лед. Оказывается, что и обыкновенным зеркалом не все умеют пользоваться. Сплошь и рядом, желая хорошо разглядеть себя в зеркале, ставят лампу позади себя, чтобы «осветить свое отражение», вместо того чтобы осветить самих себя.

99 женщин из 100 поступают таким образом. Наша читательница, без сомнения, будет та сотая, которая догадается поместить лампу впереди себя.

Рисование перед зеркалом

Нетождественность зеркального отражения с оригиналом еще заметнее выступает в следующем опыте.

Поставьте перед собой отвесно на стол зеркало, положите перед ним бумажку и попробуйте нарисовать на ней какую-нибудь фигуру, например прямоугольник с диагоналями. Но не смотрите при этом прямо на свою руку, а следите лишь за движениями руки, отраженной в зеркале.

Вы убедитесь, что столь легкая на вид задача почти невыполнима. В течение многих лет наши зрительные впечатления и двигательные ощущения успели прийти в определенное соответствие. Зеркало нарушает эту связь, так как представляет глазам движения нашей руки в искаженном виде. Давнишние привычки будут протестовать против каждого вашего движения: вы хотите провести линию вправо, а рука тянет влево, и т. п.

Еще больше неожиданных странностей вы встретите, если вместо простого чертежа попробуете рисовать перед зеркалом более сложные фигуры или писать что-нибудь, глядя на строки в зеркале: выйдет комичная путаница.

Те отпечатки, которые получаются на пропускной бумаге, тоже изображения симметричные. Рассмотрите надписи, испещряющие вашу пропускную бумагу, и попробуйте прочесть их. Вам не разобрать ни одного слова, даже вполне отчетливого: буквы имеют необычный наклон влево, а главное — последовательность штрихов в них не та, к какой вы привыкли. Но приставьте к бумаге зеркало под прямым углом — и увидите в нем все буквы написанными так, как вы привыкли их видеть. Зеркало дает симметричное отражение того, что само является симметричным изображением обыкновенного письма.

Черный бархат и белый снег

Что светлее: черный бархат в солнечный день или чистый снег в лунную ночь?

Ничто, казалось бы, не превосходит черного бархата в черноте и белого снега в белизне. Однако эти давнишние классические образцы черного и белого, темного и светлого, предстают совершенно иными, когда к ним подходят с беспристрастным физическим прибором — фотометром. Тогда оказывается, что, например, самый черный бархат под лучами солнца светлее, чем самый чистый снег в лунную ночь.

Причина та, что черная поверхность, какой бы темной она ни казалась, не поглощает полностью всех падающих на нее лучей видимого света. Даже сажа и платиновая чернь — самые черные краски, какие нам известны,— рассеивают около 1—2% падающего на них света. Остановимся на цифре 1% и будем считать, что снег рассеивает все 100% падающего на него света (что безусловно преувеличено). Известно, что освещение, даваемое солнцем, в 400 000 раз сильнее освещения луны. Поэтому 1% солнечного света, рассеиваемый черным бархатом, в тысячи раз интенсивнее 100% лунного света, рассеиваемого снегом. Другими словами, черный бархат при солнечном свете во много раз светлее снега, озаренного луной.

Сказанное относится, конечно, не только к снегу, но и к самым лучшим белилам (наиболее светлые из них — литопон— рассеивают 91% падающего на них света). Так как никакая поверхность, если она не раскалена, не может отбрасывать больше света, чем на нее падает, а луна посылает в 400 000 раз меньше света, нежели солнце, то немыслимо существование такой белой краски, которая при лунном свете была бы объективно светлее самой черной краски в солнечный день.

Почему снег белый?

Почему снег белый, хотя составлен из прозрачных ледяных кристалликов?

Снег имеет белый цвет по той же причине, по какой кажется белым толченое стекло и вообще всякие измельченные прозрачные вещества. Растолките лед в ступке или наскребите его ножом — и у вас получится порошок белого цвета. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха (полное внутреннее отражение). Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны падающие на нее лучи, воспринимается глазом как белая.

Значит, причина белого цвета снега — его раздробленность. Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Такой опыт нетрудно проделать: если вы насыплете снега в банку и нальете туда воды, снег на ваших глазах из белого сделается бесцветным, прозрачным.

Сквозь цветные стекла

Какого цвета кажутся красные цветы через зеленое стекло? А синие через то же стекло?

Зеленое стекло способно пропускать только зеленые лучи и задерживает все прочие; красные цветы посылают одни красные лучи и почти никаких других. Глядя через зеленое стекло на красный цветок, мы не получим от его лепестков никаких лучей света, так как единственные лучи, ими испускаемые, задерживаются этим стеклом. Поэтому красный цветок будет казаться через такое стекло черным.

Черного цвета будет, как легко понять, также и синий цветок, рассматриваемый через зеленое стекло.

Профессор М. Ю. Пиотровский, физик, художник и тонкий наблюдатель природы, делает по этому поводу ряд интересных замечаний в своей книге «Физика в летних экскурсиях»:

«Наблюдая цветник через красное стекло, мы легко заметим, что чисто красные цветы, например герань, представляются нам столь же яркими, как чисто белые; зеленые листья кажутся совершенно черными с металлическим блеском; синие цветы (аконит, «рыцарские шпоры») черны до такой степени, что их на черном фоне листьев едва можно найти; цветы желтые, розовые, сиреневые представляются более или менее тусклыми.

Взяв зеленое стекло, мы видим необычайно яркую зелень листьев; на ней еще более ярко выступают белые цветы; несколько бледнее; —желтые и голубые; красные представляются густо-черными; сиреневые и бледно-розовые — тусклыми, серыми, так что, например, светло-розовые лепестки шиповника оказываются темнее, чем его густо окрашенные листья.

Наконец через синее стекло красные цветы снова кажутся черными; белые —яркими; желтые — совершенно черными; голубые, синие — почти столь же яркими, как и белые.

Отсюда нетрудно понять, что красные цветы посылают нам действительно гораздо больше красных лучей, чем всяких других, желтые — приблизительно одинаковое количество красных и зеленых, но очень мало синих; розовые и пурпуровые — много красных и много синих, но мало зеленых и т. д.».

Красный сигнал

Почему в железнодорожной практике для сигнала остановки выбран красный цвет?

Красные лучи, как лучи с большей длиной волны, рассеиваются частицами, взвешенными в воздухе, слабее, нежели лучи иных цветов. Лучи красного цвета проникают поэтому дальше, нежели всякие другие. А возможно более дальняя видимость сигнала остановки является на транспорте обстоятельством первостепенной важности: чтобы успеть остановить поезд, машинист должен начать торможение на значительном расстоянии от препятствия.

На большей прозрачности атмосферы для длинноволновых лучей основано, между прочим, употребление астрономами инфракрасного светофильтра для фотографирования планет (в особенности Марса). Подробности, незаметные на обычном фотоснимке, отчетливо выступают на фотографии, снятой через стекло, которое пропускает только инфракрасные лучи; в последнем случае удается заснять самую поверхность планеты, между тем как на обыкновенном снимке фотографируется лишь ее атмосферная оболочка.

Другая причина выбора красного цвета для сигнала остановки заключается в большей чувствительности нашего глаза к этой окраске, нежели к синей или зеленой.

Часть 5

В половодье В весеннее половодье поверхность рек становится выпуклой — посередине выше, чем у берегов. Если по такой вздувшейся реке плывут россыпью дрова, то поленья соскальзывают к берегам, середина, же реки остается свободной . В межень, то есть при низком стоянии воды, поверхность реки делается вогнутой — посередине ниже, чем у берегов; и тогда плывущий лес…

Часть 6

  Сколько весит вода в опрокинутом стакане? —  Ничего, конечно, не весит: в таком стакане вода не держится, выливается,— скажете вы. —  А если не выливается? — спрошу я.— Что тогда? В самом деле, возможно ведь удержать воду в опрокинутом стакане так, чтобы она не выливалась. Этот случай изображен на рис. 92. Опрокинутый стеклянный бокал,…

Часть 7

 Как замазывать оконные рамы на зиму? Хорошо замазанная оконная рама сберегает тепло. Но, чтобы хорошо замазать раму, надо ясно представлять себе, по чему вторая рама «греет» комнату. Многие думают, что вторую раму закрывают зимой только потому, что два окна лучше, чем одно. Это неверно. дело не во втором окне, а в том воздухе, который заключен…

Часть 8

 Где устраивать форточку? Где надо устраивать форточку: вверху окна или внизу? Существуют квартиры, где форточки устроены внизу. Это, конечно, удобно: для их открывания и закрывания не приходится становиться на стул. Однако низкие форточки плохо выполняют свое назначение — вентилировать комнату. В самом деле: отчего происходит обмен наружного и комнатного воздуха через форточку? Оттого, что наружный…

Часть 1

Как верно взвесить на неверных весах? Что важнее иметь: правильные весы или правильный разновес? Многие думают, что важнее весы, а на деле важнее разновес. Без правильного разновеса никак верно не взвесить; если же разновес правилен, то и на неправильных весах можно произвести вполне верное взвешивание. К примеру, у вас имеются весы с коромыслом и чашками,…

Часть 2

Устройте сооружение, которое вы видите на рис. 77. Положите на раскрытые двери палку; к ней. прикрепите веревочку с под-1 вязанной посередине тяжелой книгой. Если теперь веревочку дернуть за подвязанную на конце линейку, то где веревочка разорвется: выше книги или ниже ее? Веревочка может разорваться и выше книги и ниже ее, смотря по тому, как тянуть….

Часть 3

 Как установится стержень? На концах стержня укреплены одинакового веса шары (рис. 81). Строго посередине стержня просверлено отверстие, через которое продета спица. Если стержень закружить вокруг спицы, он сделает несколько оборотов и остановится. Можете ли вы сказать заранее, в каком положении остановится стержень? Ошибаются те, которые думают, что стержень остановится непременно в горизонтальном положении. Он может…

Часть 4

Самоуравновешивающаяся палка На указательные пальцы расставленных рук положите гладкую палку, как показано на рис. 83. Теперь двигайте пальцы навстречу друг другу, пока они сойдутся вплотную. Странная вещь! Окажется, что в этом окончательном положении палка не опрокидывается, а сохраняет равновесие. Вы проделываете опыт много раз, меняя первоначальное положение пальцев, но результат неизменно тот же: палка оказывается…

www.poznovatelno.ru


Смотрите также